Вход

Мечты сбываются. Маньпупунёр 2014. Поход. День первый

20 июля 2014

Утром не дожидались пока солнышко нас поднимет, встали по будильнику. Путь еще не близкий, сотни километров по грунтовкам, а в час дня крайний срок, когда мы должны быть в Троицко-Печорске.

Завтракаем, моемся в ледяных водах речки.

Вода на столько холодная, что у меня сводило голову.
Раскидываем вещи по рюкзакам и едем дальше.

Деревень очень мало по пути, вокруг все тот же дремучий лес и холодные кристально-чистые реки. Машины встречаются, но в основном лесовозы.

Указателей никаких и поэтому в один момент мы как-то растерялись. По карте то дорога одна, а мы стоим посреди перекрестка и куда ехать не ясно, везде накатано. Шнива просвистела прямо, лесовоз пронесся налево. Почесав затылки, едем направо. Тут же встречается грейдер, расспрашиваем про дорогу. Все верно, повернули правильно. Только спустя немного придется сворачивать еще разок и выскакивать на трассу Ухта – Троицко-Печорск, потому что прямо хоть и ближе, но мы совершенно точно не проедем. Дяденька предупреждает, что не гоните, грунтовка не очень. Киваем, благодарим и едем дальше, глотая пыль, впереди идущего лесовоза. И в какой-то момент мы отвлеклись, буквально но долю секунды и так раз, а мы уже в придорожной канаве. Пришлось подождать очередную машину, чтобы нас вытащили. Спасибо доброму человеку, даже денег не взял, сказав «ну что вы, зачем!».

А потом мы еще долго меняли колесо, потому что наше разбортировалось, а время не просто идет, оно бежит. Мегафон не ловит, про Билайн и говорить нечего. У Саши в заначке нашелся МТС, и, о, чудо, едва-едва, но ловит. Звоним с него, просим подождать нас немного, на другом конце охотно соглашаются. Грунтовка – хитрая и коварная вещь, не прощает ни доли секунды невнимания.Мне показалось, что она тянулась просто бесконечно, и что мы уже никогда не увидим асфальт.

Но вот наконец и он, мы поехали шустрее.

В итоге, опоздав на час, мы врываемся в Троицко-Печорск, тормозим в буквальном смысле об бордюр, потому что пропали тормозилки, потек тормозной цилиндр. Нас встречают, передают остальным участникам похода, знакомят с водителем буханки и прощаются. Всё. Больше начальства мы не видели, как, впрочем, никаких бумаг, пропусков и прочего.
Места в группе мы бронировали еще в конце февраля. И то еле успели, даже число особо выбирать не пришлось, брали, что было. Группа 10 человек, но в итоге, нас было шестеро. Остальные, в силу каких-то личных обстоятельств, не явились.

Пока ехали на буханке еще где-то с час, сначала по асфальту, а затем по грунтовке, перезнакомились. Компания подобралась, что надо. Мы с Ди и Сашкой, Яна с Ильей из Питера и Слава из Красноярска. Все по-своему очень интересные люди.
В буханке:

В Усть-Илыче на переправе выгружаемся. Нас встречают дядя Ваня и Женя, теперь мы их подопечные. Дядя Ваня очень бодрый и позитивный для своих лет мужчина. Женя более спокойный, но такой загадочный. С шутками и прибаутками грузимся на лодки. Весьма любопытные, кстати, сказать. Длинные, узкие, с железным дном и деревянными бортами. Такие здесь у всех. И мотор, это обязательно, течение очень сильное, а нам подниматься вверх по реке Илыч около 200 километров.

Мы с Ди и Сашей грузимся в лодку к Жене. Предвкушая что-то необычное, с замиранием сердца, начинаем подъем по реке. Ветер треплет волосы, но пока тепло, сижу в футболке.

Спустя пол часа, натягиваю ветровку, а потом уже роюсь в рюкзаке в поисках флиски. И, о, черт, понимаю, что в суматохе забыла ее в машине. Беда, в прямом смысле, ибо у меня нет ничего больше, ну разве, что еще термобелье. Тут вспоминаем, как я с утра ворчала на Ди, зачем тебе, мол, две флиски, тащить только. И радуюсь, что он таки не послушался и взял две. Конфискую у него одну на весь поход.
Шурик утеплился, в какой-то момент покапал немного дождик:

Крутим головами на все 360 градусов, все новое, все любопытно. Обо всем хочется расспросить, но не удобно, мотор ревет и Жене плохо слышно, а глушить мотор каждые 5 минут не разумно. Поэтому додумываем сами или запоминаем, чтобы спросить потом. Пейзаж меняется не сильно, в основном лес, равнина, холмы. Но все равно красиво, ново и впечатляет.

Наша вторая лодка:

Мы (фото Яны с Ильей):

И опять мы (фото Шурика на телефон):

В первый день мы прошли на лодке около 80 километров и к вечеру причаливаем в деревне Еремеево. Последняя европейская деревня, дальше Уральский хребет, а за ним уже Азия.

До безобразия было любопытно побывать в настоящей Коми деревне. В такой далекой от цивилизации, затерянной среди лесов, куда добраться можно только на лодке или зимой на машине по зимнику. Говорят тут на своем Коми языке, слушаю, открыв рот, запоминаю. Такая атмосфера в деревне располагающая, двери не запирают, моторы, велосипеды и прочие вещи домой не прячут. Дети носятся, коровы, бараны, овцы гуляют где хотят. Для нас уже готов ужин в доме у одного из местных жителей. Миша и Наташа с дочками Дашей и Светой. Общительные и интересные люди. Вкусный ужин, горячий чайник на печке прям во дворе.
Домик, где слева банька, справа помещение с печкой, столом и кроватями. Мы спали в нем, остальные в доме:

А еще там были настоящие охотничьи лыжи, обитые шкурой лося (надеюсь, разглядите):

И вообще там все настоящее: люди, эмоции, время...
Когда останавливались на перекус на песчаном берегу, кто-то задумчиво изрек, «баньку бы вечером». На что дядя Ваня мигом ответил, «сделаем». А мы заикнулись про магазин, мол, закрыт же уже будет. На что дядя Ваня не растерялся «откроем!». Так оно все и вышло. Баня уже топилась, когда мы причалили. Магазин нам открыли.Спать совсем не хотелось и мы разбрелись кто куда. Мы с Ди пошли просто гулять по деревне. Все так чистенько, аккуратно, а в закатном солнышке просто волшебно. Только вот полчища комаров, очень злых и голодных, не дали погулять дольше.

В деревне есть памятник ВОВ. Обратите внимание, текст на Коми:

Вообще в деревне, хоть и такой далекой, есть все: магазин, почта, фельдшер, мобильная связь и даже спутниковый интернет почти в каждом доме. Удовольствие, конечно, не дешевое.

Темнеть, не темнеет, но спать надо ложиться, подъем ранний, плыть еще далеко и завтрашний день обещает быть еще интереснее.

Продолжение следует...

часть 3часть 5
Nemestnaya 27 октября 2018 в 09:12 Ответить
О, лодки - это прямо чисто коми-вариант! Мы потом такие видали в местном коми-музее быта. Оказывается, эта особая конструкция усиливает плавучесть. Мастеров, делающих такие лодки сейчас по пальцам пересчитать во всей республике!
Ёлочка 31 октября 2018 в 16:42 Ответить
Возможно. Хотя все местные только на таких и передвигаются :)